Что вам известно об использовании грибов в биотехнологии?срочно. Вопросы для обсуждения Вопросы и задания к документу

Так называется компания, которая может предложить клиентам качественно ПО. В случае необходимости вы можете воспользоваться такой услугой, как «аренда сервера для 1С ». Это поможет фирме немало сэкономить.

Существует несколько версий ПО, предлагаемых компанией 1С. Например, учебная. Благодаря данному программному продукту вам не удастся вести реальный учет, однако есть возможность освоить «1С Бухгалтерия». Помимо этого вы сможете разработать свои конфигурации.

В остальном продукт очень похож на обычную версию. Здесь используются такие же инструменты, аналогичные функции. Процесс обучения был максимально упрощен. Разработчики часто к учебной версии предлагают соответствующие материалы. Речь идет о таблицах, инструкциях и учебниках.

Что же можно сказать о базовой версии? Речь идет о полноценной системе, которая позволяет управлять процессами на предприятии. Здесь вы сможете полноценно работать, не просто заниматься осваиванием учебного материала. Главное преимущество заключается в выгодной стоимости в сравнении с КОРП, ПРОФ-версиями.

Подобный вариант прекрасно подходит каждому предприятию, где можно обойтись без дополнительной настройки. Функционал, предложенный разработчиками, на 100% подойдет, чтобы вести учет в компании. Правда, данная версия ПО имеет некоторые особенности. В каждом конкретном продукте они свои, однако есть основные, присутствующие в любом.

Среди ограничений отметим тот факт, что не получится изменить конфигурацию. Функционал, который предложен разработчиками, является статичным. Вам не удастся его настроить в соответствии с особенностями работы конкретной компании. Помимо этого не удастся работать на разных ПК, только на одном. В 1 информационной базе не получится вести учет разных компаний.

    Что такое КИС?

    Приведите примеры различных конфигураций КИС.

    Какие технические характеристики персонального компьютера (ПК) являются базовыми для использования в той или иной конфигурации КИС? Назовите характеристики современных ПК.

    Что Вам известно о периферийном оборудовании КИС? Приведите данные современного периферийного оборудования.

    Как можно условно подразделить программное обеспечение КИС?

    Что Вам известно о характерных процедурах, выполняемых с помощью программ текстовых редакторов?

    Назовите известные Вам характерные процедуры программ графических редакторов.

    Что Вам известно о системах макетирования и верстки?

    Какова область использования и особенности "печатных" и "электронных" публикаций?

    Что Вам известно о специальных программах КИС?

    Каковы основные функции текстовых редакторов?

    Каковы основные способы создания текстовых файлов?

    Что Вы знаете о редактировании текстовых файлов?

    Что Вы знаете об обработке табличного материала?

    Что Вам известно об обработке формул?

    Каковы основные способы создания графических файлов?

    Что Вам известно о коррекции графических изображений?

    Каковы особенности импорта и предварительного размещения материала при верстке?

    Что Вы знаете о форматировании файлов в КИС?

    Что Вам известно об использовании клавиатурных сокращений, автозапуске, создании и использовании ярлыков программ для их запуска?

    Что такое предпочтительные установки параметров по умолчанию? Каковы их разновидности, порядок использования?

    Что Вам известно о настройках пиктограмм и клавиатурных сокращений?

    Каковы основные случаи и порядок открытия файлов прикладных программ?

    Что такое файлы-шаблоны (Templates)? Приведите пример создания и использования файла-шаблона.

    Каковы основные исходные параметры документов? Приведите пример их задания.

    Что Вам известно о стилях оформления в прикладных программах? Приведите пример создания и использования стиля оформления на уровне отдельных символов.

    Приведите пример создания и использования библиотеки элементов.

    Приведите примеры выполнения позиционирования объектов в одной из прикладных программ.

    Что Вам известно о палитре навигации, других способах визуализации информации при ее обработке?

    Приведите примеры различных способов сохранения файлов.

    Что Вам известно о связывании файлов? Приведите примеры.

    Каковы отличительные особенности программ контурной графики?

    Что Вы знаете о понятиях "Траектория" (Path), "Кривые Безье", "Контрольные (или опорные) точки", "Управляющие рычаги"?

    Что Вам известно о графических примитивах в программах типа FreeHand?

    Каковы процедуры задания закраски (Fill) и обводки (Stroke) в программах контурной графической информации?

    Назовите основные процедуры по трансформированию объектов в программах контурной графики. Приведите примеры.

    Каковы основные процедуры по комбинированию объектов в меню MODIFY\Combine на примере программы типа FreeHand?

    Перечислите процедуры на уровне отдельных объектов в меню MODIFY на примере программы типа FreeHand.

    Каковы возможности по изменению формы объектов в программах типа FreeHand? Приведите примеры.

    Что Вы знаете об обработке текста в программах контурной графики? Приведите примеры.

    Что предусмотрено в программах типа FreeHand для работы с цветом?

    Перечислите основные специальные команды по обработке контурных объектов в программе типа FreeHand.

    Что Вы знаете об установках по умолчанию в программах типа FreeHand?

    Что Вам известно о дополнительных возможностях программы FreeHand 9 по сравнению с младшими версиями?

    Каковы отличительные особенности программ пиксельной графики?

    Каковы основные способы создания графических файлов пиксельной графики? Привести основные характеристики пиксельных изображений.

    Понятия о выделенной и маскированной областях изображения, процедуры выделения областей в программе типа PhotoShop. Привести примеры.

    Что Вы знаете о процедурах выделения фрагментов изображения в программах типа PhotoShop? Привести примеры.

    Что Вам известно об инструментах рисования в программах обработки пиксельной графики? Привести примеры.

    Что Вы знаете о процедурах закрашивания (заливки) цветом на примере программы PhotoShop? Привести примеры.

    Какие палитры и для каких целей используют в программах типа PhotoShop для работы с цветом? Привести примеры.

    Изложите сведения о слоях на примере программы PhotoShop.

    Что Вам известно о каналах и масках при работе в программе типа PhotoShop? Привести примеры.

    Что Вы знаете об обработке текста в программе PhotoShop? Привести примеры.

    Что Вам известно об основных процедурах коррекции тона и цвета в программе PhotoShop? Привести примеры.

    Что Вы знаете об использовании фильтров в программах типа PhotoShop? Привести примеры.

    Каковы основные функции и отличительные особенности программ объединения файлов при использовании КИС?

    Понятие о текстовых блоках, текстовых и графических фреймах, их назначении, разновидностях, особенностях, специфике использования. Привести примеры.

    Понятие о шаблонных страницах (Master-Pages) на примере программы InDesign. Назначение, порядок создания и использования. Привести примеры.

    Сведения о связывании файлов в программах типа InDesign. Назначение, порядок использования. Привести примеры.

    Что Вам известно о функции "Книга" на примере программы InDesign?

    Что Вы знаете о специфике предварительного размещения материала в программе типа InDesign? Привести примеры.

    Приведите сведения о процедурах предварительной подготовки текста при работе в программе типа InDesign.

    Что предусмотрено в программах типа InDesign для выполнения вгонки-выгонки текста, кернинга, трекинга, форматирования заголовков, использования систематических шпаций и других процедур, обеспечивающих выполнение технологических инструкций в наборном и издательском деле?

    Каковы процедуры образования колонцифр и колонтитулов на примере программы типа InDesign?

    Что Вам известно о меню и командах, используемых при обтекании иллюстраций текстом в программе типа InDesign?

    Что Вы знаете об особенностях публикаций, предназначенных для печатания и подготовленных для распространения в Интернете?

    Дать краткую сравнительную характеристику форматов HTML и PDF. Привести примеры.

    Что Вы знаете о способах навигации в программах типа Adobe Acrobat ?

    Что такое "закладка" в публикациях Adobe Acrobat? Как создать новую закладку, определить пункт ее назначения? Привести примеры.

    Что такое "вложенная закладка"? Как ее создать, как превратить предыдущую закладку в заголовок для последующих вложенных закладок?

    Каковы основные характеристики экранного изображения при работе в программах-просмотрщиках (браузерах)?

    Что Вам известно о специальных PPD-файлах (PostScript Printer Description)?

    Как сгенерировать PostScript файл в программах типа PageMaker 6.5? Привести пример.

    Как образовать файл PDF на основе существующего PostScript файла?

    Каковы отличительные особенности интерфейса программ типа Adobe Acrobat?

    Как обеспечить просмотр на экране рисунка шрифтов, инсталированных и не инсталлированных в Windows? Как вывести на принтер буквы нужного шрифта, например, для создания каталога?

    Каковы основные этапы оптического распознавания текста в программах типа CuneiForm, FineReader?

    Каково назначение и методология сегментации изображения при работе в программах OCR?

    Каковы основные элементы рабочего окна программы машинного перевода типа Stylus?

    В чем заключаются настройка основных параметров программы типа Stylus и подготовка документа к переводу?

    Какие процедуры можно осуществить в программе типа QuarkXPress 4.1 после установки программы UniSpell 2.5?

    Каковы основные элементы рабочего окна программы типа WinZip?

    Для какой цели и как архивируют и разархивируют файлы в программах типа WinZip?

В этой теме вы узнаете о:

Физические тела и вещества, из чего состоят вещества

Многообразие веществ

Физические и химические свойства веществ

Атом, его состав

Химические элементы, их названия и символы

Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура

Относительные атомные массы химических элементов и относительные молекулярные массы веществ

Химические формулы веществ, вычисления с ними относительных молекулярных масс и массовой доли элемента в сложном веществе

Валентность химических элементов

Связь между размещением элемента в периодической системе и его валентностью

Физические и химические явления

§ 5. ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА. МАТЕРИАЛЫ

Изучение параграфа поможет вам:

· различать физические тела, вещества, материалы;

· приводить примеры физических тел, веществ, материалов

ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА. Как вам известно из природоведения, тела, или физические тела - это все живое и неживое, что создали природа и человек на Земле. Для лучшего осознания этого понятия учтите следующее определение.

Физическое тело всегда имеет форму, ограниченную определенной, свойственной ему поверхностью, и массу.

Твердые тела, которые человек производит для своих нужд, имеют название предметов. На кухне такими предметами е тарелки, ложки, вилки, кастрюли, сковородки и много других. Гостиную обустраивают столом, стульями, телевизором, ковром и тому подобное. То есть предметов очень много, они разнообразны, их используют для создания комфортных бытовых условий.

Ледяная сосулька, капля росы на листьях, снежинка, снеговик, ледяная скульптура (рис. 19) - это примеры физических тел. Они интересны тем, что созданы из одного вещества - воды.

Восстановите в памяти

Приведите примеры небесных тел. Опишите форму, охарактеризуйте размеры и массу одного из них по сравнению с Землей.

Рис 19. Физические тела, состоящие из воды

Рис. 20. Налив воды из делительной воронки в химический стакан

Но, согласитесь, у каждого тела - свои, присущие только ему, форма и размеры.

На рис. 20 изображен налива воды из делительной воронки в химический стакан. Будет неправильно назвать воду в этом случае физическим телом. А все потому, что она не имеет формы, которая бы хранила, как это мы видели на предыдущем рисунке. В данном случае вода - вещество, одна порция которой содержится в воронке, другая- в стакане. В каждом сосуде это вещество приобрела форму сосуда. Не проводя измерений, взглянув на рисунок, видим, что масса и объем этого вещества в воронке и стакане разные.

Понятие вещества не связывают с конкретной формой и размерами. Веществами называют то, из чего образованы физические тела.

На примере с ледяной сосулькой, снежинкой, снеговиком видим, как из одного вещества образовалось несколько тел. Таких примеров достаточно много, и вы их можете привести самостоятельно.

Такие вещества, как кислород, углекислый газ, йод, глюкоза, етанова (уксусная) и лимонная кислоты, поваренная соль, пищевая сода, вам уже известны. В целом, веществ, которые существуют в природе и созданы человеком, очень много - более 10 млн.

Восстановите в памяти

Что вам известно об использовании названных веществ?

Из одной и той же вещества могут образоваться или быть изготовлены различные физические тела.

Случается наоборот - предметы одного назначения изготовляют из разных веществ. Так, скрепки бывают стальными и пластмассовыми, пакеты - полиэтиленовыми и бумажными, ложки - стальными, серебряными, деревянными.

Следует помнить, что тела живой природы (растения, грибы, животные и другие) независимо от того, они одноклеточные или многоклеточные, никогда не образуются из одного вещества.

МАТЕРИАЛЫ 1. Довольно часто к веществ или их смесей, из которых изготавливают тела, применяют название материалы.

Восстановите в памяти

Вспомните и приведите примеры одноклеточного и багатоклітинного организмов.

Материалами называют вещества или смеси веществ, которые образовались в природе или были получены человеком и предназначенные для изготовления тел.

Вы видите примеры тел, изготовленных человеком из различных материалов (рис. 21). Так, карандаш изготовлен по меньшей мере из 4-х материалов - графита, древесины, резины, краски (нанесена на его поверхность). Кухонные ножи имеют стальные лезвия и пластмассовые или деревянные ручки. Деревья созданы природой, а деревянные изделия изготовила человек из их стволов, применив дополнительно клей, железные гвозди, краску и т. п (рис. 22).

СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Сначала человек использовал природные материалы (камень, дерево, волокнистую часть стеблей льна или конопли), а со временем сама начала создавать нужные ей вещества и материалы.

Познавая вещества, человек находил им то или иное применение. В первых водопроводах вода двигалась деревянными желобами, со временем их заменили металлические трубы. На сегодня массовым является изготовление водопроводных труб из полиэтилена. Этот материал, в отличие от предыдущих, легкий и долговечный, не подвергается разрушительному воздействию внешней среды.

Сперва построенные человеком дома были без окон или имели узкие отверстия, которые закрывались на зиму. И только с изобретением способов изготовления материала под названием стекло дневное освещение домов стало привычным явлением. Сейчас впечатляющей является количество веществ, которые не существуют в природе, а изготовленные человеком искусственно. И в этом заслуга химической науки.

В повседневной жизни нас окружают различные материалы, что является веществами или смесями веществ, в основном созданными человеком благодаря достижениям химической науки. На рис. 23 изображены хорошо известные вам предметы, изготовленные из материалов, которых нет в природе. Если бы прекратилось производство этих веществ, мы лишились бы многих предметов, без которых уже не представляем своего быта.

Или еще такой пример. Материал, без которого невозможно производство покрышек для велосипедных, мотоциклетных, тракторных, автомобильных колес, называется резина. В его состав входят такие вещества, как каучук, сера, углерод.

Рис. 21. Тела, изготовленные из различных материалов

Рис. 22. Древесина - распространенный природный материал

Рис. 23. Изделия из созданных человеком материалов

Довольно часто в названии предметов звучат названия и предмета и материала, из которого он изготовлен. Например: серебряная ложка, железный гвоздь, резиновый мяч и тому подобное.

Химические знания сделали возможным создание веществ и материалов, которых не существует в природе. Благодаря этому человек имеет возможность изготавливать множество разнообразных физических тел, или предметов.

Как видите, современная химия изучает не только вещества, что существуют в природе, но и занимается созданием новых веществ и материалов. В этих исследованиях ученые довольно часто руководствуются желанными, то есть заранее запланированными свойствами, которые отсутствуют у природных веществ.

Что же понимают под свойствами веществ? Об этом речь пойдет в следующем параграфе.

Копилка эрудита

Среди материалов большое значение приобрели сплавы. Такое название имеют твердые смеси нескольких металлов или металлов с неметаллами. Сплав бронза известный людям с III тыс. к н. е. Сейчас его тоже широко используют. В столице нашего государства (Киеве) из этого сплава построен памятник Богдану Хмельницкому (рис. 24).

Сплавы на основе алюминия появились значительно позднее бронзу. Да и сам алюминий добыли в чистом виде только в 1825 г. В XIX ст. металл был настолько дорогим. что стоил дороже золота. В настоящее время алюминий занимает второе место после железа по добыче и стоимость его умеренная. В Украине первый алюминиевый завод был построен в 1933 г. вблизи м. Запорожье.

Сплавы алюминия легкие, прочные, устойчивые к негативному воздействию окружающей среды. Такие их свойства незаменимы в самолето - и ракетостроении. Недаром алюминий называют «крылатым металлом» (рис. 25).

Рис. 24. Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве

Рис. 25. Корпус самолета изготавливают из сплавов алюминия

1. Сформулируйте определения понятий: физическое тело, предмет, вещество, материал. Что характерно для тел, но отсутствует у веществ?

2. Приведите примеры современных материалов и изделий из них.

3. Изменится форма железных гвоздей, если высыпать их в ведро? Это дало основания отнести их к: а) тел; б) веществ.

4. Запишите примеры тел, изготовленных из одного вещества.

5. Заполните колонки таблицы, воспользовавшись перечнем: ложка, чашка, резина, вода, снежинка, железо, железный гвоздь, стеклянная палочка, алюминиевая проволока, сахар:

6. Дополните предложения записью двух-трех собственных примеров:

а) из полиэтилена изготовлены тела:_______

б) из стекла производят:________________

7. Составьте перечень веществ, названия которых содержатся в тексте параграфа, и перечень лабораторного оборудования, на рис. 20.

8. Подумайте, чего есть больше - тел или веществ. Свой ответ обоснуйте и подтвердите примерами.

9. Расширьте свои знания о тела и вещества. Для этого поинтересуйтесь у взрослых членов вашей семьи, из каких веществ или материалов изготовлены различные предметы ежедневного обихода, инструменты их профессиональной деятельности. О несколько новых примеров, которые станут вам известны, сделайте сообщение в классе.


Задание: Вспомните и расскажите, что вам известно об освоении и использовании железа как ценного металла.
Казалось бы, такой металл, как железо, совершенно не пригоден для изготовления монет, а между тем многочисленные исследования доказали, что не только были страны, в которых обращались железные монеты, но и сам металл ценился высоко. Очень долго эти деньги сохраняли товарную форму. Так, железные деньги в течение длительного времени сохраняли форму мотыги, лопаты, подковы, гвоздей, ножей, цепей.
Впервые этот металл в качестве средства обмена упоминается в XVI веке до нашей эры, когда правитель Египта Тутмос Третий получал налоги с ближневосточных территорий этим металлом. По свидетельству греческого географа Агафархида, жившего во II веке до нашей эры, у народов Аравии железо ценилось вдвое дороже золота. Греческий поэт Гомер упоминает о железе, как об обычном средстве обмена.
Византийцы тоже использовали железо в качестве средства платежа, и стоил этот металл у них, как медь.
Римский император Цезарь отмечал, что у некоторых варваров предметы из железа, которые имели стандартную массу, использовались в качестве монет.
Все эти примеры доказывают, что употребление железа как монетной ценности не только не было чуждо различным народам, но даже имело широкое распространение. Конечно, во всех этих случаях нет самого понятия «монеты», а есть только само орудие мены, имеющее определенную цену как товар. Отсюда уже не труден был переход к настоящим железным деньгам.
Около 600 года до нашей эры в Древней Греции стали делать монеты из железа. В 500-е годы до нашей эры произошли реформы в греческом государстве Спарта. Реформы проводил законодатель Ликург. Он ввел запрет на роскошь. Были запрещены изделия из серебра и золота. Ликург запретил использование серебряных монет при расчетах с иностранными торговцами. Он ввел железные деньги. Они имели форму брусков и назывались обели- сковые, а если были в форме лепешки, то назывались пеленоры. Обелиски и пеленоры весили около 600 граммов. В пересчете по нынешнему курсу они стоили несколько евро. В Спарте было введено понятие номинал. Спартанские деньги специально стали делать большими и тяжелыми. Их перестали принимать везде, кроме Спарты. Эти реформы привели к финансовой изоляции Спарты. Жителям самим пришлось делать те вещи, которые раньше привозились из-за границы.
Для того чтобы современный читатель представил эту ситуацию, приведем такой пример. Для приобретения вещи в 1000 евро спартанец заплатил бы 600 килограммов железа.
Действительно, в трудные времена, в период бедствий или в период угрожающей стране опасности, выпускались монеты из железа, когда был недостаток в других металлах.
У греческого ученого Аристотеля имеется упоминание о том, что, когда жители Малой Азии не могли платить наемникам серебром, они вынуждены были изготовить железные деньги. Затем все расчеты в торговых делах производились железными монетами вместо серебра. Таким образом, возникла монета с условным курсом, полученная от ее выпуска сумма была выплачена наемникам.
Такой же временной мерой было появление железной монеты у византийцев, о которой мы знаем от филолога Аристофана Византийского и историка Гезихия Миллевского, причем последний говорит, что на одной стороне железной монеты находилось изображение греческих богов.
До наших дней эти монеты не дошли. Ученым известно только восемь греческих монет из этого металла. Деньги эти по своим изображениям и другим характеристикам принадлежат к середине IV столетия до нашей эры.
В этот же период в Древней Греции (в Аркадии) 8 июня 371 года до нашей эры начинается война против городов Афины и Фивы, в которой город Аргос становится союзником Аркадии. Возникла проблема нехватки денег, а серебра было взять неоткуда. Вероятно, в это самое время появилась мысль выпустить монету из железа, надо полагать, тоже с принудительным курсом. Каждый греческий город, где выпускались железные деньги, имел свой символ. В Аргосе железные деньги были с изображением волка, в Тегее с изображением Медузы Горгоны, а в Герайе на монетах была изображена богиня Афина. Все эти монеты имели вес от 9 до 14 граммов.
Несмотря на появление железных денег, некоторые железные предметы продолжали использоваться в этом значении. Известный экономист Адам Смит упоминал, что в конце
XVIII века в Шотландии существовал обычай платить кабатчику вместо денег железными гвоздями. Такая же ситуация была и в угольных районах Франции в XVIII веке, о которой писал историк Шевалье.
Комментарий:
Мотыга - сельскохозяйственное ручное орудие труда для обработки земли.
Подкова - железная изогнутая пластинка, прибиваемая к копыту коня, для защиты его от повреждения.
Варвар - у древних греков и римлян чужестранец (человек из чужой страны).
Кабатчик - содержатель кабака.
Кабак - устаревшее название питейного заведения, где употребляли алкоголь.
Мена - отдавать свое и получать вместо него другое, обычно равноценное.
Номинал - обозначенная цена на товаре или на денежном знаке. Наемник - солдат наемного войска.
Богиня Афина - в Древней Греции богиня мудрости, военного дела и ремесел.
Медуза Горгона - в Древней Греции чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Ее взгляд превращал человека в камень.
  1. Задания:
  1. Разберите по составу слова многочисленный и ближневосточный.
  2. От указанных глаголов при помощи суффиксов образуйте имена существительные: изготовить, употреблять, распространять, упоминать, представить, изображать, появиться.
  3. В слове экономист выделите суффикс. Какое значение придаёт суффикс данному слову? Запишите 5-7 слов с данным суффиксом.
  4. В данных предложениях запишите числительные словами. Укажите падеж числительных. Подчеркните простые числительные одной чертой, сложные - двумя, составные - волнистой линией.
Впервые этот металл как средство обмена упоминается в XVI веке до нашей эры. Для приобретения вещи в 1000 евро спартанец заплатил бы 600 килограммов железа. Все эти монеты имели вес от 9 до 14 граммов.
  1. Подберите антонимы к следующим словам: высоко, дороже, война, союзник, обычный, трудный, временный, известный.
  1. Ответьте на вопросы:
  1. В какой форме в течение длительного времени железо употреблялось как средство платежа?
  2. Когда впервые упоминается этот металл как средство обмена?
  3. У каких народов мира шел обмен товарами при помощи железных
денег?
  1. Когда появились первые железные монеты?
  2. Кого изображали на монетах, выпущенных в Аргосе, Тегейе, Ге-
райе?
  1. Сформулируйте основную мысль текста. Составьте сложный план текста.
  2. Перескажите текст 4.

Еще по теме Текст 4. ЖЕЛЕЗО В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА:

  1. 2.3. Государственное принудительное исполнение в X в. и его развитие до конца XV в.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Подробное решение Параграф § 26 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всегда ли люди участвуют в политической жизни сознательно? Почему существуют разные взгляды на политику? Влияют ли на политическую жизнь психологические особенности её участников? Кто может манипулировать сознанием и поведением людей?

Политические убеждения - совокупность или система убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство государства и общества, на то, какими должны быть законы и какой должна быть общественная мораль.

Политические убеждения нередко тесно переплетаются с другими личными убеждениями человека - с его верой или религией, его личной моралью и шкалой ценностей.

Политические убеждения могут отражаться или не отражаться в конкретных действиях, направленных на защиту или реализацию этих убеждений, например, в голосовании на выборах за конкретную политическую партию или движение, за конкретного кандидата, или в участии либо неучастии в митингах и демонстрациях протеста и т. д. и т. п.

Манипуляция массовым сознанием - один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами) путем создания иллюзий и условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. В чём состоит позитивное значение расширения объёма общедоступной информации?

Позитивное значение расширения объёма общедоступной информации состоит в расширении знаний человечества. Общедоступная информация дает людям право получить исчерпывающие знания практически в любой области.

Вопрос 2. Каковы негативные последствия такого расширения?

Человечество сталкивается с им же созданной угрозой - с опасностью утонуть в безбрежном океане неструктурированной информации. Причём эта опасность связана не только с переизбытком информации, но и с возрастающей энтропией информационного пространства, наполняемого неравноценной по своему качеству информацией, а то и вовсе захламляемого «информационным мусором» или даже заражаемого «информационной отравой».

Вопрос 3. В чём проявляются трудности ориентации в неструктурированной информации?

Из-за большого объема похожих друг на друга данных трудно выбрать то, что действительно нужно.

Вопрос 4. Как следует понимать слова об энтропии информационного пространства?

Информационная энтропия - мера неопределённости или непредсказуемости информации, неопределённость появления какого-либо символа первичного алфавита. При отсутствии информационных потерь численно равна количеству информации на символ передаваемого сообщения.

Вопрос 5. Как вы думаете, почему многие предпочитают пользоваться «привычными источниками политической информации»?

Привычные – телевидение, радио и интернет, газеты. Они наиболее удобны в использовании.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание»?

Политическое сознание - это одна из форм общественного сознания. Это мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём. Политическая жизнь, деятельность политических институтов, политические события и политические решения по-разному осознаются социальными общностями - классами, нациями, социальными группами, а также индивидами. Все политические явления находят отражение в представлениях о политике, переживаниях, мыслительных операциях.

Понятие «политическое сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Это - субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причём заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе - положительное или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отношений, институтов, норм, событий для участников политического процесса. Политическое сознание по-разному формируется и специфически отражает мир на двух уровнях - обыденно-практическом и идеолого-теоретическом.

Вопрос 2. Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними?

Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности. Вступая во взаимодействие с различными политическими институтами, социальными силами, втягиваясь в политические процессы, переживая политические события, люди познают мир политики, у них формируется отношение к политическим явлениям, политическим деятелям, возникают практический опыт, представления, эмоции, привычки. В сознании людей отражается то, что непосредственно наблюдается, что находится как бы на поверхности политической жизни. Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология. Это политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации и оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определённой группы людей.

Идеолого-теоретическое сознание в отличие от обыденного выходит за пределы наглядно воспринимаемого, отражает существенные факторы и тенденции политической жизни, внутренние закономерные связи в системе понятий, обобщающих выводов, политических идей. Если обыденное сознание возникает стихийно, то теоретическое является результатом квалифицированной профессиональной деятельности учёных, идеологов. Если на обыденном уровне сознание отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво, то на теоретическом оно принимает форму систематизированного научно-теоретического объяснения политических явлений или идеологических доктрин. Научное исследование политики создаёт науку политологию. А система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии), называется идеологией. Она выступает в виде социально-политических теорий, программных документов политических партий, лозунгов.

Это разные уровни одного и того же политического сознания, которые находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. Обыденное сознание индивидов в большей или меньшей степени меняется при изучении политической науки, восприятии идеологии. Политическое сознание в целом определяет политическое поведение каждого субъекта политики.

Вопрос 3. Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни?

В современной науке под политической идеологией понимается совокупность систематизированных представлений той или иной группы лиц, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействуя на неё.

Социальные интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждая из них добивается создания таких общественных условий, при которых её потребности в духовных и материальных благах удовлетворялись бы наиболее полно. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, постольку и их интересы могут не совпадать, а нередко бывают и прямо противоположными. Следовательно, те взгляды на общество и пути его развития, те представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми.

И в наше время общество состоит из многих социальных групп. Их интересы находят выражение в различных идеологиях. Политическая идеология содержит взгляды данной социальной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на её использование в интересах этой группы. Она отвечает на вопросы: какой должна быть государственная власть? Какую политику она должна проводить? Это система понятий и идей, в которых определённый субъект политики отражает в своём сознании политическую жизнь, осознаёт собственные политические позиции и видит ориентиры борьбы за свои интересы.

Многие современные исследователи рассматривают идеологию как теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.

Что же касается идеологии, то ей присуща тенденция к упрощению, частичному отражению действительности, которая рассматривается под тем или иным углом зрения. При этом идеологии свойственно стремление выдать одну сторону действительности за полную её картину.

Социальная группа, чьи интересы обслуживает определённая идеология, предрасположена к её восприятию, принимает эту идеологию как систему собственных взглядов на политическую жизнь, на ожидаемые социальные изменения. Упрощённая интерпретация политической жизни легче воспринимается массой, чем сложная система научных доказательств, а привлекательные проекты общественного устройства, как и доводы в их защиту, принимаются на веру.

Участвующие в политической жизни социальные группы, политические элиты, политические партии, политические деятели действуют в том направлении, которое задаётся принятой ими идеологией. Определённая идеология является существенной характеристикой любой политической партии. Партия, как правило, объединяет приверженцев этой идеологии и противопоставляет её идеологическим позициям других политических партий, ведёт с ними идеологические дискуссии, а нередко и идеологическую борьбу.

В какой форме существует политическая идеология? Прежде всего она представлена в виде социально-политических теорий, дающих обоснование определённых ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политического курса.

Важными формами воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций, а также выступления партийных и государственных деятелей. Политические программы (прежде всего партийные), в отличие от теоретических произведений, предназначены непосредственно для нужд политической деятельности, они раскрывают её цели и способы их достижения, ближайшие и последующие задачи борьбы за интересы тех или иных социальных групп. В основе выдвигаемых задач и провозглашённых лозунгов лежат присущие данной идеологии ценностные ориентиры.

Политические партии как носители определённой идеологии используют её как средство сплочения своих членов. Люди, исповедующие одну и ту же идеологию, становятся единомышленниками.

Партии также стремятся к широкому распространению своей идеологии среди населения. Люди, воспринявшие идеологию той или иной партии, становятся, как правило, её сторонниками, откликаются на призывы этой партии, голосуют за неё на выборах. Поэтому любая партия ведёт борьбу за внедрение в сознание людей своей идеологии. Различные политические организации стремятся распространить в обществе или определённой части населения свои оценки прошлого и настоящего, своё понимание политической ситуации, свои представления о будущем.

Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о реальной действительности, задавая ориентиры политической деятельности. Выражая интересы определённых социальных групп, идеология становится мотивом политической активности, играет мобилизующую роль.

Особую роль в политической жизни может играть идеология, отражающая общие национально-государственные интересы. Наряду с интересами различных социальных групп могут быть выявлены интересы всего народа, которые составят ядро такой общенациональной идеологии. В ряде демократических стран существует общее согласие по вопросу о базовых ценностях. Такая идеология становится духовным ориентиром, способствующим укреплению целостности общества, его восходящему развитию.

Вопрос 4. Охарактеризуйте каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.

Среди множества идейно-политических течений можно назвать идеологии, оказавшие наибольшее влияние на политическое развитие общества в XX в. Это идеологии либеральные, консервативные, социалистические и фашистские.

Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности. Возникший в конце XVII-XVIII в. классический либерализм трактовал свободу личности прежде всего как свободу экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности. В политической области либерализм защищал демократию, идеи правового государства и разделения властей, в социальных отношениях - равенство возможностей, равенство перед законом, в духовной жизни - свободу мысли и слова.

В середине XX в. стало ясно, что надежды либералов на возможность решать общественные проблемы с помощью рыночной, конкурентной экономики, защищённой от вмешательства государства, не оправдались. Происходит корректировка либеральной идеологии, результатом которой стал новый либерализм. Унаследовав принципы свободы, равенства, братства, права на собственность, частное предпринимательство, неолиберализм признаёт необходимость участия государства в регулировании экономической жизни, проведения политики социальной помощи в пользу низших слоёв общества.

Консервативная идеология длительное время выступала оппонентом либерализма. Базовые принципы консерватизма - традиционализм, стабильность, порядок. Признаются естественная иерархичность человеческого общества, естественное неравенство, привилегии высших слоёв. Консервативная идеология ориентирует на сильную государственную власть, осуществляемую профессиональной политической элитой. В отличие от либерализма интересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы индивида.

Вместе с тем консерватизм, как и либерализм, придаёт основополагающее значение частной собственности, свободе предпринимательства.

Так же как и либерализм, под влиянием изменений, происходивших в XX в., консервативная идеология изменялась, сближаясь с либеральной. Неоконсерватизм характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, признаёт необходимость, хотя и ограниченного, государственного регулирования экономики. Акцентируется внимание на обязанностях человека, личной инициативе, личных возможностях, которые каждый должен использовать, не рассчитывая на социальную помощь государства. Бесплатные блага государство должно предоставлять только тем, кто действительно в них нуждается. Выдвигаются идеи творческого труда, привлечения работников к участию в прибылях предприятия, в повышении качества продукции. В числе основных ценностей консерватизма - мораль, религия, закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть.

Социалистическая идеология связана с многовековой мечтой уметённых слоёв об обществе социальной справедливости. Она проявилась в утопических проектах, содержавших идеи ликвидации частной собственности, организации общественного производства, равенства, распределения по способностям и др. В отличие от либерализма, основанного на приоритете индивидуального, социалистическая идеология первостепенное значение придавала коллективному, или общественному, началу.

Наиболее разработанным социалистическим учением в XIX в. стал марксизм. Он доказывал неизбежность социалистической революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. При капитализме растёт пролетариат, который, совершив революцию и создав государство пролетарской диктатуры, построит общество социальной справедливости. Первой ступенью коммунистического общества станет социализм, в котором будет господствовать общественная собственность, осуществляться плановое хозяйство и распределение по труду.

На общественное сознание и политику в XX в. наибольшее влияние оказали два течения социалистической идеологии: социал-реформизм и ленинизм.

Социал-реформизм, или социал-демократическая идеология, возник на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. На основе анализа развития капитализма идеологи социал-реформизма делали вывод, что путь к социализму лежит через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. В середине XX в. эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма, главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. В политической сфере это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав личности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение окружающей среды.

Социализм, с точки зрения социал-демократов, - это не конкретный общественный строй, а постепенное улучшение социальных условий, утверждение социальной справедливости в общественной жизни. Социал-демократические партии, находившиеся у власти в некоторых странах (например, в ФРГ, Швеции), реализовав в политике свою идеологию, существенно повлияли на развитие в этих странах социальной демократии.

Ленинизм, или коммунистическая идеология, сделал акцент на идее марксизма о революционном насилии. Особое внимание в этой идеологии обращается на роль государства диктатуры пролетариата, руководимого политической партией, в переустройстве общества на принципах равенства и социальной справедливости. Во второй половине XX в. многие носители коммунистической идеологии в ряде стран отказывались от идеи диктатуры пролетариата и разрабатывали механизмы мирного перехода к социализму, сближаясь по ряду позиций с социал-демократическими идеями. Другие, радикально настроенные сторонники коммунистической ориентации, сохранили приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления противников такого преобразования. Опыт реализации коммунистической идеологии правящими партиями в СССР и ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы завершился крахом созданной в этих странах общественно-политической системы.

Идеология фашизма в отличие от либеральных, консервативных и социалистических идей возникла в XX в. и была отражением глубоких кризисов, поразивших различные страны. Современные исследователи отмечают присущие ей идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; оценку личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим; отношение к национальным меньшинствам и политическим партиям, отстаивающим принципы демократии и правового государства, как к внутренним врагам; отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; обоснование политического господства фашистской партии, обеспечивающей полный контроль над личностью и всем обществом; принцип фюрерства (вождизма), означающий единство государства, воплощённое в вожде, и требующий безусловного подчинения масс своему руководителю. Для этой идеологии характерно поощрение национального милитаризма, культ войны, которая должна вести к сплочению нации.

Расизм, шовинизм, насилие, человеконенавистничество, агрессия - всё это в большей или меньшей степени присуще всем разновидностям фашизма. С наибольшей полнотой черты фашистской идеологии воплотились в германском национал-социализме, который обосновывал цель мирового господства арийской расы. Реализация идей национал-социализма привела к тягчайшей трагедии как народ Германии, так и народы всей Европы.

В современных условиях фашистская идеология стремится отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины XX в. Но неофашизм по-прежнему проповедует культ насилия, национализм и расизм, сохраняя преемственную связь с идеологией своих предшественников.

Вопрос 5. Каковы характерные черты политической психологии?

В структуре политического сознания важную роль играет политическая психология - политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психологические компоненты и стороны политической жизни общества. В отличие от идеологии, которая принадлежит к теоретическому уровню политического сознания и является плодом специализированной деятельности небольшой группы идеологов, политическая психология формируется в повседневной жизни, в процессе взаимодействия граждан с институтами власти, т. е. на уровне обыденного сознания. Поэтому она характеризуется как практический тип сознания. Он представляет собой несистематизированную, внутренне противоречивую совокупность воззрений и включает как рациональные, так и иррациональные, подсознательные элементы.

Относительно устойчивой частью политической психологии являются нравы, менталитет, психологический склад этносов, здравый смысл, а более изменчивой - настроения, эмоции, переживания, ожидания. Все эти компоненты политической психологии оказывают влияние на поведение субъектов политики.

Учёные, изучающие политическую психологию, раскрывают её роль в политической жизни по ряду направлений. Во-первых, это психология личности в политике (включая личность лидера). Во-вторых, психология малой группы (взаимоотношений внутри группы и её отношений с внешним окружением). В-третьих, психология больших социальных групп и национально-этнических общностей. В-четвёртых, психология масс и массовых настроений. Важное направление - изучение восприятия населением политической информации, распространяемой прежде всего по каналам радио и телевидения.

Вопрос 6. Определите место СМИ в современной политической жизни. Что вам известно об их функциях? Каким образом СМИ осуществляют своё политическое влияние?

Для распространения идеологии широко используются средства массовой информации (СМИ). Так называют технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории.

В современной политической жизни СМИ играют исключительно важную роль. Их информационная функция состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Ещё одна функция - представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определённым политическим действиям.

Наиболее распространённые СМИ - радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ даёт пресса. Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создаёт «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, лёгкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Не случайно СМИ называют «четвёртой властью».

Возникновение Интернета обусловило качественно новую ситуацию в сфере политических коммуникаций. Благодаря ему появился мировой рынок новостей, функционирующий без контроля органов власти. Интернет дал возможность каждому его пользователю получать те сведения, которые ему нужны. Политика стала более открытой. Интерактивный характер Интернета предоставил новые возможности для выражения гражданами своих потребностей, для участия в обсуждении волнующих их общественно-политических проблем. Вместе с тем Интернет создаёт опасность манипулирования потребителями сетевой информации, поскольку в нём содержится огромный поток непроверенных, недостоверных материалов.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы, как сказано выше, и для политического манипулирования. Так называют скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, для того чтобы направить их в нужную определённым общественным силам сторону.

Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подаётся полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации - подтасовка фактов, дезинформация.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Вспомните, какие политические партии возникли в России в начале XX в. Какая идеология лежала в основе политической программы каждой из них?

1. В 1901 году оформилась партия социал-революционеров (эсеры), которые считали себя наследниками народников. Идеология: социализация земли, свержение самодержавия. Они предполагали опираться на народные массы, вели свою агитацию. Средства - индивидуальный террор.

2. Социал-демократы. Опиралось это движение на марксистское учение.

Программа-минимум: свержение самодержавия и установление демократической республики, всеобщее избирательное право, широкое местное самоуправление и право наций на самоопределение, 8-часовой рабочий день, возвращение крестьянам их надела, отрезанного в 1861 году и отмена выкупных платежей. Программа-максимум: установление диктатуры пролетариата (остальное аналогично минимуму). В связи с расхождением во взглядах, раскололось на меньшевиков и большевиков соответственно.

3. Черносотенное движение: главная организующая сила - дворяне-помещики. Они были на стороне самодержавия, "все беды великой и могучей России происходят от революционеров-интеллигентов и инородцев..."

4. "Союз 17 октября" или октябристы. Эта партия была удовлетворена манифестом 17 октября и выступала за прекращение революции.

Вопрос 2. Как вы думаете, что имел в виду польский писатель Б. Чешко в следующем рассуждении: «Большая политика рано или поздно настигнет тебя. Но постарайся, чтобы она не застигла тебя в исподнем»? Какой материал параграфа поможет ответить на поставленный вопрос?

Всех политиков рано или поздно на чем-то ловят, вне зависимости, совершали они что-то или нет, так как если не совершали, то они могут быть кому-то просто неугодны, но нужно быть к этому готовыми, чтобы тебя не застали врасплох.

Вопрос 3. Закон «О средствах массовой информации», дающий широкие права журналистам, гласит также и о недопустимости злоупотребления этими правами, в частности их использования в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений. Объясните значение этой правовой нормы.

Это делается для того, чтобы полученная информация и не утаивалась журналистами с целью возможного шантажа данных людей, и чтобы не было возможности распространять неподтвержденные слухи и сплетни на официальном уровне.

Вопрос 4. В 2010 г. было проведено социологическое исследование по вопросу: «Есть ли у вас представление, в каком направлении движется наша страна, какие цели поставлены перед ней нынешним руководством?» 15% опрошенных ответили: «Довольно ясное представление», 43% заявили: «Довольно смутное представление», а 23% отвечавших - «Нет никакого представления». В то же время 7% затруднились ответить, а 12% заявили, что дела в стране пущены на самотёк. Какие выводы о политическом сознании граждан вы можете сделать из приведённых данных? Чем можно объяснить полученные результаты? Аргументируйте свою позицию.

Низкое политическое самосознание. Это связано с недоверием населения к политическим силам нашей страны.

Вопрос 5. Как вы понимаете слова известного российского учёного П. Л. Капицы: «Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения»?

Значение и роль средств массовой информации в жизни общества и функционировании государства трудно переоценить. Основная задача СМИ заключается в информировании людей по различным вопросам жизнедеятельности государства и общества, что обусловлено необходимостью обеспечения устойчивости власти. Учитывая это, средства массовой информации способом воздействия на сознание людей стремятся сформировать у них определенных установки, оценки и суждения для создания положительного стереотипа законопослушного поведения граждан, выработки стремления соблюдать нормы права и уважать закон.